mohanes (mohanes) wrote,
mohanes
mohanes

Category:

Амторг-3

Наши жёны – пушки заряжёны. Закупки стрелкового и артиллерийского вооружения за океаном были крайне редки. Во первых, подобной техники и в России было достаточно как для внутренних нужд, так и для продажи "дружественным режимам" в Афганистане, Турции и Китае. Кроме того, играли свою роль и такие факторы, как разнобой калибров и наличие в Советской России уже сложившейся производственной схемы по изготовлению такого рода продукции. Тем не менее, уже с 1925 г. начались контакты между ГУВП и Амторгом.

Одной из первых крупных покупок Амторга по заказу ГУВП стали 9 станков для производства малокалиберных (охотничьих) патронов типа "Винчестер 0,22'' короткий", приобретённых в 1925 г. Видимо, в СССР освоение этих станков продвигалось туго, поэтому в 1928 г. в США было закуплено 40000 таких патронов. В том же году по заказам Главпромтреста в США было заказано 860 т. меди, 1680 т. свинца, и 468 т. цинка. Помимо этого было закуплено (именно для Главпромтреста, заказы Авиатреста шли по другой линии) станков на 182000 $. Кроме станков закупались и комплектующие: патроны, делительные головки, а для военно-оптического производства – наждак, алундовые и корборундовые шлифовальные круги.

Как уже говорилось выше, Авиатрест проявлял живой интерес к американским авиамоторам. Аналогичную заинтересованность вскоре стало проявлять и ГУВП. Его, правда, в основном интересовали двигатели, пригодные для установки на малые суда – катера и т.п. первая партия таких моторов – "Райт-Тайфун" (3 шт.) была закуплена в марте 1927 г. Всего, по разным нарядам, в течении года было закуплено 7 таких моторов. Вскоре у "Тайфунов" обнаружилось слабое место. Несмотря на заверения фирмы, что двигатель вполне может работать, охлаждаясь соленой забортной водой без всякого для себя вреда, двигатели стали быстро ржаветь. "Райт" прислал образцы защитной краски и пространную инструкцию о методах защиты от коррозии, однако моторы продолжали ржаветь. С другой стороны, высокие рабочие характеристики двигателя "ТорнадоТайфун" так понравились советским кораблестроителям, что, бомбардируя "Райт" письмами с жалобами на коррозию в моторах, они продолжали заказывать всё ту же модель. После того, как фирма "Райт" в 1928 г. решила прекратить производство моторов "Тайфун", эти двигатели производились ещё некоторое время только под советские заказы.

Впрочем, помимо "лошадиных сил", заключённых в моторах, РККА нуждалась и в самых обычных лошадях. Дело в том, что после Гражданской войны конское поголовье страны не только изрядно сократилось, но и существенно ухудшилось качественно. Разгром племенных конезаводов привёл к тому, что породистых лошадей-производителей пришлось закупать за границей. В марте 1927 г. в Канаду была направлена комиссия для закупок лошадей. Всего в Канаде было закуплено 2810 лошадей (при плане 3500). Недобор лошадей объяснялся целым рядом причин. Стремясь обеспечить поддержку деятельности Комиссии "на самом высоком уровне" Москва потребовала от Амторга обеспечения гарантий со стороны канадского правительства. Амторг требования заказчика выполнил, но лучше бы он этого не делал. Канадское правительство финансовой ответственности перед "красными конезаводчиками" не несло, а бюрократы – везде бюрократы, поэтому Комиссия столкнулась не с сознательным противодействием враждебных политических групп, а с ещё более "вязким" бюрократическим аппаратом, руководствовавшимся принципом "нам спешить некуда". Более того, министерство земледелия Канады увидело в русском заказе удобную возможность заработать лишние политические очки для правящего Кабинета, распределив право на поставки среди "нужных людей". Например, 500 голов Комиссии предложили закупить в Саскачеване. Эта канадская провинция находится в восточной части страны, поэтому провоз купленных лошадей до Квебека грозил обернуться для покупателей солидным расходом. Александров, подсчитав издержки, согласился закупить в Саскачеване только 230 голов. Это вызвало бурю негодования в Министерстве, которое, фактически, начало саботировать сотрудничество с Комиссией. Начинать закупки предполагалось 15 июня, но в связи с вышеописанными событиями реальная закупочная деятельность началась только 30 июня. В результате, последняя партия лошадей закупалась уже зимой и успела пострадать от снежных буранов. Интересно, что официально лошади покупались по лицензии, выданной… Металлоимпорту. Так как, ввиду недовыполнения плана закупок лошадей, по данной лицензии образовался некоторый денежный излишек, остаток средств было решено потратить на приобретение 80 парашютов "Ирвинг" и 55 комплектов зажигания "Делько" для авиамоторов "Либерти". Так парадоксально переплелись истории советской кавалерии и авиации.

В марте 1928 г. в Канаду и США была направлена аналогичная комиссия под председательством К.А. Александрова в составе Е.Н. Долматова, М.И. Свидерникова, и ветеринаров П.В. Гладкова и М.А. Поршнева. Однако в последний момент Долматов и Свидерский были отозваны и заменены в составе Комиссии И.К. Силиндриком и А.М. Бондарским. При отправке Комиссии не обошлось без накладок. По прибытию в Таллин ветеринары должны были ждать билетов в Берлин в посольстве, куда их должен был доставить соответствующий сотрудник. Гладков решил проявить инициативу, и отправился в билетную кассу сам. Особой беды в том не было бы, если б бравый ветеринар не вздумал маршировать через весь город в военной форме. Зрелище кавалериста в "будёновке", шагающего на вокзал за билетом в Берлин, имело такой резонанс в соответствующих кругах, что в Берлине для Гладкова американской визы не нашлось. Тем не менее, проявив чудеса дипломатической расторопности и изворотливости, сотрудникам Амторга удалось обеспечить проезд членов Комиссии в Канаду. В 1928 г. предполагалось закупить 4400 лошадей, причём половину – в США. Из них 3000 предназначались в кавалерию, а остальные – в обоз. К покупке допускались лошади всех мастей, кроме пегих, причём кобыл должно было быть не менее 40% от всего поголовья. Возраст верховых лошадей должен был составлять от 3 до 7 лет, а упряжных – от 4 до 7. В Америке у Комиссии дело то же не заладилось. Из-за вышеописанных приключений с визами и билетами, приезд комиссии серьёзно задержался. Только в мае Александров один выехал на американский Запад, собираясь вызвать туда всю комиссию в случае успешных коммерческих переговоров. Фактически, закупочная деятельность началась только в августе. Сами закупки так же не обошлись без неудач. Под уже подписанную сделку в Монреаль был отправлен пароход. Однако поставщик в нарушение договора представил коней только упряжного типа. Сделку пришлось расторгать, но простаивающий в гавани корабль стоил денег за каждый день простоя, и денег не маленьких! Встал вопрос – "кто будет платить?" НКТ утверждал, что, раз Амторг нашёл такого контрагента, то пусть он и возмещает расходы, Амторг возражал, что специалистов по коневодству у него нет, комиссия, командированная Наркомторгом добиралась очень долго, что вынудило Амторг заключать договор о покупке лошадей без уточнения – какого типа они (кони) должны быть, и вообще – НКТ прислал нам своих уполномоченных? Вот пусть они и отвечают! Дело разбиралось в РКИ, но, как следует из материалов Амторга, счёт за простой судна Амторгу к уплате предъявлен не был.
Tags: наука
Subscribe

  • Новости науки...

    1. Забыл похвастаться. Вышел очередной том ежегодника «Экономическая история». А в том томе — моя статья «Мобилизационная подготовка железных дорог…

  • Пара новостей

    1. Есть выборы, в результате которых сомневаться можно, а есть выборы, в результате которых сомневаться нельзя. Контент, ставящий под сомнение…

  • Паки и паки реку вам...

    ... крепите оборонную промышленность и не скупитесь на расходы по разработке передовых типов оружия. Иначе будет не просто бо-бо, а вообще полный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments