mohanes (mohanes) wrote,
mohanes
mohanes

Category:

Новости науки. В России.

На днях побывал на заседании ЦЭИ в МГУ. Слушали доклад Ю.В.Кузьмина (Институт истории естествознания и техники РАН) "Археология чисел. Что можно сказать об истории XX века изучая статистику одной частной области - авиастроения". Собственно, в чём суть. Кузьмин собрал огромную базу данных по авиавыпуску всех самолётов в мире с начала XX века и по сей день. База эта введена в некую СУБД, и, соответственно, Кузьмин её по всякому анализирует, выявляя всякие закономерности, корреляции, и соответствия. Причём он заранее предупредил, что пока он только набирает исходный материал, а окончательные выводы - дело будущего. Соответственно, пока он абстрагируется от любых обстоятельств экономического, политического и социального порядков и анализирует только то, что напрямую вытекает из данных об авиапроизводстве. Ну, не знаю. Как по мне, так в ряде случаев такое добровольное самоограничение превращается из фичи методологии в её баг. но, в любом случае - работа таки проведена огромная, и позволяет сделать ряд несколько локальных, но любопытных выводов.
1. Как выяснилось, цифры по авиавыпуску не просто гуляют от издания к изданию - а гуляют очень существенно. Я-то по наивности, думал, что это только у нас с советской секретоманией так, ан нет. кузьмин приводил данные по выпуску Ю-87 у советских. немецких и американских авторов - люфт процентов в 25-30. Это по "штуке"-то, изученной-переизученной!
2. Постепенно эти разночтения накапливаются, и дают кумулятивный эффект. Я всю жизнь пользовался цифрами по германскому авиавыпуску в годы войны, составленными Вагенфюром. А Кузьмин всё пересчитал, и пришёл к выводу, что нет, в 1944 г. гансы таки выпустили больше самолётов, чем СССР.
3. Кузьмин приводил шикарные диаграммы, которые позволили наглядно продемонстрировать создание и крушение авиационных держав. По сути, 1930-е годы, это становление 3 авиадержав - СССР, Германии, и Японии. А потом - СШа и все остальные, причём на янки приходилось порядка половины всего авиавыпуска в мире.
4.  Очень инересно, что в 1980-1985 годах, в мире наблюдался общий спад авиавыпуска. Причём а) весьма существенный; и б) глобальный - то есть охвативгий все страны. В этом плане советский авиапром пошёл на спад уже в 1981 г. А как раз на период Перестройки (1985-1990) пришлось "плато".
Вот так, вкратце.
Tags: наука
Subscribe

  • Тссс! Никому не рассказывайте!

    Сейчас все политологи, как только сделают домашку, так сразу строчат в разных соцсетях, зачем Нуланд приезжала, и чего хотела. Кто кричит — умолять…

  • Эталонный жопоголизм

    Алексей Исаев съездил в Елабугу и осмотрел тамошнюю технологическую и производственную зону. По возвращению он позволил себе написать об этом пост,…

  • Меланхолично...

    Ну вот, нефть уже по 78... А помните, как нам сладострастно обещали, что «к зиме нефть по 20, доллар по 200, и рашка в пролёте!»? Как жопоголики…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments